Драматический театр

Первые театральные опыты Сызрани относятся с 70 годам XIX века, но свой театр в городе появился в 1918 году, в разгар революции.Говорят, что город лишь тогда может называться городом, когда в нем есть театр. На зависть многим малым городам Самарской губернии в Сызрани такой театр есть! Недавно он отпраздновал свой 90-летний юбилей. Сам этот факт изумляет и восхищает: в разгар гражданской войны, в разрухе, голоде появляется театр. Историки отечественного театра повествуют о бурном росте театрального искусства, а о постановке спектаклей и представлений «массового действа» даже в самых глухих уездах. Что уж говорить о старинном городе Сызрани!

 

Труппа работала в очень жестких условиях. Новые спектакли приходилось ставить почти каждый день: население города было очень малочисленным. Так, только в одном месяце шли «Овод», «Чародейка», «Собор Парижской богоматери», «Пугачевщина», «Коварство и любовь», «Анна Каренина»!

Зимой 1927 года театр был преобразован в ТРАМ (театр рабочей молодежи). Его энтузиасты — художественный руководитель Е. Белов, режиссеры М. Горев и С. Морозов — сделали все возможное, чтобы популярность у зрителя завоевали пьесы советских авторов.

С началом Великой Отечественной войны большая часть мужского состава труппы, рабочих сцены и технических цехов была призвана в армию. А вскоре в Сызрань на короткое время эвакуировался Сталинградский драматический театр. Но уже с 1943-го военного года сызранская драма начинает восстанавливаться и до победы 1945-го выпускает «Вассу Железнову», «Любовь Яровую», «Последние».

После войны на сызранской сцене идут пьесы «Русский вопрос» Симонова, «Заговор обреченных» Вирты, «Кандидат партии» Крона. В некоторых спектаклях этих лет играют приглашенные из Москвы известные артисты Нина Алисова, Андрей Абрикосов, Евгений Самойлов и Михаил Названов.

В 1973 году писатель Федор Абрамов доверил коллективу театра и А. Трубаю первую постановку в стране одобренной и отредактированной им пьесы — инсценировки «Пелагея и Алька» — по его известным повестям. Доказательством оправданного доверия служит хотя бы тот факт, что вслед за сызранской премьерой «Пелагею и Альку» включили в репертуар и играли многие театры.

Вскоре после этого Управление театров Министерства культуры России предложило сызранскому театру и его автору так называемый «госзаказ», поддержанный областным управлением культуры, — создание пьесы и спектакля по ранним рассказам Шолохова. И эту необычайно творчески сложную задачу они решили успешно. И вновь были вознаграждены тем, что пьесу «Смертный враг», поставленную Трубаем, после Сызрани взяли более 20 театров, в том числе и Ленинградский театр драмы и комедии на Литейном.

В 1994 году Сызранский драматический театр показывал в Москве на малой сцене МХАТа имени А. Чехова два спектакля — «Танго» С. Мрожека и «Жертву» М. Фратти (режиссер А. Ермолин). Обе постановки получили хорошие отзывы в московской прессе.

С 1995 года театр становится активным участником различных международных проектов. Первым из них была поездка представителей Сызрани в качестве гостей в Финляндию на международный театральный фестиваль и симпозиум «Хельсинки-Арт 95». Результатом творческой командировки стала совместная постановка на сызранской сцене спектакля «La Dama-Duende». Для осуществления проекта были приглашены мексиканский режиссер Марио Лосано Аламилла и английский хореограф Лиза-Мария Холлоуэй. А в 1996 году сызранский драматический театр стал лауреатом международного фестиваля «Полет «Чайки» в Санкт-Петербурге.

Сызранский драматический театр сегодня — это театр динамично развивающийся, ищущий новые пути в творчестве, постоянно экспериментирующий. Труппа, которая ежегодно пополняется молодыми актерами, выезжает на гастроли, представляет постановки на суд жюри в ежегодном конкурсе «Самарская театральная муза».